31 мая – День памяти жертв политических репрессий и голода – важная дата в общественно-политической и духовно-культурной жизни нашей страны. Это не только день, когда мы вспоминаем о геноциде против нашего народа, отдаем дань памяти жертвам репрессий, но и возможность еще раз обратиться мрачным страницам в летописи отечественной истории, извлечь урок, подумать над тем, как больше этого не допустить, как укрепить государственность нашей страны.
В статье Президента Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаева «Независимость превыше всего», опубликованной в начале года, говорится о том, что: «Уже 100 лет прошло с драматических событий, связанных с голодом 1921–1922 годов, в результате которого миллионы людей погибли или были вынуждены бежать, чтобы выжить. Не случись эта страшная трагедия, численность нашего народа была бы в разы больше чем сейчас. Эти страницы нашей истории по-прежнему остаются белыми пятнами и до конца не изучены. Даже среди ученых нет единого мнения о реальном количестве жертв. Различные интерпретации источников и причин массового голода вводят общество в заблуждение. Следует детально изучить и проанализировать соответствующие исторические документы и имеющиеся данные.
Необходимо, чтобы квалифицированные специалисты системно занимались такими исследованиями, на основе которых государство могло бы дать объективную оценку данной трагедии. К этому сложному вопросу мы должны подходить сдержанно и ответственно. В целом такую работу нужно проводить с выверенных научных позиций, без громких лозунгов и популизма».
Действительно, о Великом Голоде 1921-1922 годов — «Ұлы жұт» много не говорят. Исследователи утверждают, что в те годы от голода пострадало 1,2 миллиона казахов, большая часть из них погибла. То есть большую значимость обретает научное обоснование этого трагического события и оценка его на государственном уровне.
Политику колонизации, проводимую на протяжении двух веков Царской Россией, довели до кульминации большевики Укрепление тоталитарной системы в Казахстане связано с именем Ф. Голощекина, назначенного осенью 1925 года руководителем краевой партийной организации. Для полного подавления казахского народа он использовал два способа. Первый – это искусственный голод, который привел к тому, что более 1 миллиона наших соотечественников были вынуждены переселиться в другие страны, а еще 2,1 миллиона — погибли. Второй способ – массовая репрессия представителей интеллигенции, которые открыто выражали свои политические взгляды.
Да, с приходом Голощекина в Казахстан, казахский народ остался без руководителя, который болел бы за него душой. С. Сейфуллина понизили в должности. . А.Бокейханова в 1927 году отправили в Москву. В том году на учебу в Москву направили С. Садуакасова, а Т.Рыскулова, Н.Нурмакова, С. Кожанова отправили туда на службу.
В 1930 году НКВД с обвинением в «национализме» заточило 43 представителей интеллигенции в тюрьму «Бутырка» в Москве. Переселили Ахмета Байтурсынова, в лагерь «Соловки» отправили Миржакыпа Дулатова, затем в 1934 году он там скончался. Жусипбек Аймауытов в 1931 году в числе первых попал под расстрел. Магжана Жумабаева закрыли в лагере в Колыме. М. Ауезов и А.Ермеков в 1930-1932 годах сидели в тюрьме, находились под следствием.
В 1931 году скончался вершина казахской духовности Машхур Жусип Копейулы. В том же году погибли Шакарим Кудаубердыулы, Иманжусип Қутпанулы. А в 1932 году расстрелян Укили Ыбырай. В 1933 году в Москве скончался Смагул Садуакасов.
Политические репрессии 1937-1938 годов полностью раскрыли истинную суть политического режима И.Сталина. Репрессиям подверглись сливки общества казахского народа, представители интеллигенции, несмотря на политические мировоззрения. Жертвами стали причастные к Алашскому движению А.Бокейханов, А.Байтурсынов, Халел и Жаханша Досмухамедовы, М.Тынышбаев, М.Жумабаев. «Шпионами», «Националистами», «врагами народа» были признаны и наказаны даже поддерживавшие большевизм С.Сейфуллин, Т.Рыскулов, Н.Нурмаков, С.Кожанов, Н.Торекулов, С.Мендешов, Т.Жургенов, Ж.Садуакасов, С.Аспендияров, Б. Майлин и И. Жансугиров и другие граждане, с активной гражданской позицией. В целом, в те годы гонениям в Казахстане подверглись 125 тысяч человек, более 25 тысяч человек были приговорены к смертной казни.
Это была репрессия не только против казахской интеллигенции, но и против всей казахской духовности. Тоталитарная система была нацелена на то, чтобы через уничтожение национальной духовности и самих казахов убрать с исторической сцены. Только благодаря обретению Независимости казахский народ сохранил свою духовность, национальную идентичность, традиции и обычаи.
В годы суверенитета по инициативе Елбасы Нурсултана Назарбаева проделана огромная работа по детальному изучению национальной истории. В частности, 14 апреля 1993 года принят Закон РК о реабилитации жертсв политических репрессий. К тому же, 1997-ой год был объявлен Годом общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий, Указом Елбасы 31 мая был определено, как День памяти жертсв политических репрессий и голода. Все это послужило началом работы, посвященной искуплению долга перед духом невинно пострадавших людей, которые отдали свои жизни на пути к независимости и свободе.
В городе Шымкенте тоже проведена большая работа в этом плане. В первые годы Независимости в овраге Лисья балка или Албастысай были обнаружены кости людей, которые были расстреляны в годы репрессий. На основании судебно-медицинской экспертизы и документов, обнаруженных в архиве, составлен список из 1586 человек, он был опубликован, как «Книга скорби». А в 1998 году там открылся мемориал «Қасірет».
Наряду с этим в 2002 году в Шымкенте открылся музей жертв политических репрессий, которым ведется большая работа по восполнению «белых пятен» в отечественной истории, сохранению памяти о репрессированных.
Эти работы сегодня продолжаются под руководством Главы государства Касым-Жомарта Токаева. В своей статье «Независимость превыше всего» Президент подчеркнул, что необходимо незамедлительно приступить к подготовке нового академического издания по истории Казахстана. От этого зависит возрождение нашего исторического сознания.
Да, в ХХ веке на долю казахского народа выпало немало испытаний. Массовый голод и политические репрессии, о которых мы сегодня говорим, продолжились Великой Отечественной войной. Трудными были и послевоенные годы, время освоения целины. Переломными оказались и девяностые годы прошлого века. История показывает, что все эти испытания мы смогли преодолеть благодаря единству и сплоченности народа. А значит и пандемию, которая стала серьезной угрозой для всего мира, мы сможем сообща победить.
Подводя итоги, хочу отметить, что несомненно, у Казахстана, который поставил перед собой цель стать Мәңгілік Ел, большое будущее. С покорением новых высот, мы не забываем уроки прошлого, трагические страницы истории. Память о тех сложных временах еще больше укрепляет мир и единство народа Казахстана.
Бахадыр НАРЫМБЕТОВ,
Секретарь Шымкентского городского малихата.